Тема «Овощи. Фрукты»
Задание 1. Родителям рекомендуется:
рассмотреть с ребенком натуральные овощи, фрукты;
повторить обобщающие слова — «овощи», «фрукты»;
обратить внимание на их форму, размер, цвет, запах и вкус;
рассказать, где и как растут овощи, фрукты (в саду, в огороде, на земле, в земле, на деревьях);
по возможности сходить вместе с ребенком в овощной магазин и посмотреть, какие овощи, фрукты там продают;
рассказать ребенку, какие блюда можно приготовить из овощей и фруктов;
поговорить с ребенком о труде колхозников на полях осенью.
Задание 2. Дидактическая игра «Четвертый лишний».
Яблоко, груша, картошка, лимон.
Морковь, слива, капуста, горох.
Кабачок, баклажан, апельсин, свёкла.
Задание 3. Дидактическая игра «Подбери признак».
яблоко (какое?) — …, груша (какая?) — …, помидор (какой?) — … .
Задание 4. «Назови, какие ты знаешь фрукты на звук а» (ананас, апельсин, абрикос).
Задание 5. Дидактическая игра «Узнай по описанию» (попросить ребенка самостоятельно составить описательную загадку об овоще, фрукте): «Овальный, твердый, желтый, кислый, кладут в чай» (Лимон).
Задание 6. Вспомнить вместе с ребенком известные ему загадки об овощах, фруктах.
Задание 7. Дидактические игры «Узнай на ощупь», «Узнай по запаху» (предложить ребенку узнать овощи, фрукты на ощупь с закрытыми глазами, по запаху).
Задание 8. Образование относительных прилагательных (по темам «овощи, фрукты»): сок из яблок — яблочный, варенье из яблок — яблочное, начинка для пирога из яблок— яблочная и т.д.
Задание 9. Составить описательные рассказы об овощах, фруктах и ягодах по плану:
Что это? Где растет? Внешний вид. Каков на вкус? Что из него готовят?
Задание 10. Составить сравнительные рассказы о яблоке и лимоне, об огурце и помидоре.
Задание 11. Составить предложение из слов.
Яблоко, лежать, яблоня, под.
Картошка, расти, огород, в.
Клубника, тарелка, лежать, на.
Задание 12. Закончить предложения (составление сложноподчиненных предложений).
Мама почистила картошку, чтобы… . Мама помыла овощи, чтобы… . Мама собрала в огороде огурцы, чтобы… . Мама купила в магазине яблоки, чтобы…
Задание 13. Составить как можно больше сложносочиненных предложений по схеме и образцу.
Морковь — овощ, а яблоко — фрукт. Морковь растет в огороде, а яблоко — в саду. Из моркови делают салат, а из яблок — компот.
Задание 14. Дидактическая игра «Подскажи словечко» (тема «Овощи»).
Поздним летом в огород собирается народ.
Зрел все лето урожай, что собрали? Отгадай!
Здесь весною было пусто. Летом выросла… (капуста).
Солнышко светило, чтоб ярче зеленел… (укроп).
Собираем мы в лукошко очень крупную… (картошку).
От дождя земля намокла — вылезай, толстушка… (свёкла).
Из земли — за чуб плутовку! Тянем сочную… (морковку).
Надо поклониться низко, чтобы вытащить…(редиску).
Помогает деду внук — собирает с грядок… (лук).
Просит дедушка Федюшку: «Собери еще…(петрушку)».
Вот зеленый толстячок — крупный, гладкий…(кабачок).
И красавец-великан темно-синий… (баклажан).
Вот и все! Хоть и устали, урожай мы весь собрали.
Задание 15. Прослушать рассказ и ответить на вопросы.
Работа на огороде.
Наступила осень. Колхозники выкопали картофель. Они убрали с колхозных полей лук, свеклу, морковь, огурцы и репу. Пусто стало на полях. Колхозники собрали большой урожай овощей.
• Как одним словом можно назвать лук, морковь, свек¬лу, картофель, огурцы?
• Где растут овощи?
• Что делают колхозники на огороде осенью?
Задание 16. Объяснить ребенку значение пословицы «Летний день год кормит».
Задания подготовлены по материалам книги Агранович З.Е. «Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР»