Тема «Посуда. Виды посуды. Материалы, из которых она сделана»
Задание 1. Родителям рекомендуется:
рассмотреть вместе с ребёнком посуду — кухонную, чайную, столовую;
закрепить с ребёнком названия предметов и слова, определяющие их назначение;
показать, где дома хранится посуда (в шкафу, в буфете, в столе, в серванте);
рассмотреть посуду, объяснить, что посуда бывает двух видов: в которой готовят пищу и из которой едят;
сравнить посуду (большие ложки и маленькие, мелкие тарелки и глубокие…), обратив внимание на то, что посуда может биться;
в качестве экскурсии сводить ребенка в магазин, где продают посуду.
Задание 2. Отгадать загадку.
Из горячего колодца через нос водица льется. (Чайник)
Задание 3. Составить предложения с предлогом в, упражнять в словообразовании.
В какую посуду кладут … (хлеб, горчицу, перец, салат, конфеты, соль, молоко, селёдку, масло)?
Что кладут в салатницу (селёдочницу, солонку, маслёнку, сухарницу)?
Что наливают в супницу, молочник, соусницу, кофейник, чайник?
Задание 4. Составить сложносочиненные предложения с союзом а по образцу:
Соль кладут в пюре, а сахар в чай. (В какую еду кладут соль, а в какую сахар?)
В стакане кефир, а в чашке кофе. (Какой напиток, в какой посуде?)
Задание 5. Составить предложения с предлогом с (употребление творительного падежа существительных).
С чем кастрюля, если в ней … (суп, борщ, картошка…)?
С чем чашка, если в ней … (чай, кисель, кофе, молоко…)?
С чем банка, если в ней … (капуста, варенье, мед, мука…)?
Задание 6. Дидактическая игра «Какая бывает посуда?» (образование относительных прилагательных).
Посуда бывает … (стеклянная, металлическая, керамическая, фарфоровая, глиняная, пластмассовая)? Привести примеры. Почему она так называется? (Стеклянная — сделана из стекла.)
Задание 7. Объяснить ребенку значение сложных слов «картофелечистка», «овощерезка», «кофеварка», «соковыжималка», «мясорубка», «кофемолка», «соковарка».
Задание 8. Дидактическая игра «Сосчитай посуду» (согласование существительных с числительными): один нож, два ножа, три ножа, четыре ножа, пять ножей.
Задание 9. Дидактическая игра «Четвертый лишний» (по картинкам).
Чашка, блюдце, кастрюля, чайник. Поварёшка, тарелка, супница, сахарница.
Задание 10. Предложите ребёнку выполнить следующие поручения: вымыть посуду; накрыть стол к обеду.
* Задания подготовлены по материалам книги Агранович З.Е. «Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР»