Сведения о ДОО
Визитная карточка
Ребята-пингвинята
Категории
художественное творчество
физическое здоровье
музыкальное развитие
развитие речи
советы психолога
методическая работа
Подготовка к школе
Экологическое воспитание
Родительская беседка
Методическая копилка
Электронные услуги
Федеральные сайты
Главная » Статьи » художественное творчество

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РУЧНОГО ТРУДА
И.А.Дмитриева

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РУЧНОГО ТРУДА

Статья опубликована в сборнике "Мир детства: вопросы развития и воспитания ребенка" по материалам всероссийской научно-практической конференции 22-24 декабря 2009 года

Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,
которые питают источник творческой мысли.
В.А.Сухомлинский

В современных условиях проблеме творчества и творческой личности уделяют внимание философы, социологи, педагоги и психологи. В каждодневной окружающей нас жизни "творчество” - есть необходимое условие существования, и все что выходит за пределы рутины и в чем заключается йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека.
Каждый здоровый ребенок, рождаясь, обладает колоссальными возможностями развития способностей по всем видам человеческой деятельности. Но эти возможности не остаются неизменными и с возрастом постепенно угасают, слабеют. Чем старше становится человек, тем труднее развить его способности. Творческие способности могут развиваться только в творческой деятельности. Способности не могут созреть сами по себе, их формирование происходит благодаря закреплению того нового, что несет с собой жизненный опыт. И чем раньше этот опыт коснется ребенка, тем лучше для успешного развития творческого начала.
В этой связи обратимся к одному из основных направлений в понимании процессов развития творческого потенциала дошкольника. Представители данного направления - многочисленные педагоги и психологи (О.В.Дыбина, Т.С.Комарова,В.С.Кузин, Я.А.Пономарев, С.Я.Рубинштейн, Н.П.Сакулина, Б.М.Теплов, Е.А.Флерина, Т.Я.Шпикалова и другие) подчеркивают, что творчество-это процесс взаимодействия человека с окружающей действительностью, творчеству можно научить и следует учить, оно не является врожденным качеством личности и развивается постепенно под воздействием воспитания и обучения. В то же время творчество дошкольника – это не просто результат педагогического воздействия. Дети являются субъектами творчества, активными участниками процесса развития. Поэтому творчество ребенка отличается неповторимостью, искренностью переживаний и ярко выраженной оценкой того или иного явления.
Эффективным средством развития творческого потенциала дошкольников, по мысли ученых, являются продуктивные виды деятельности, в частности ручной труд.
В практике работы нашего дошкольного учреждения данное положение нашло убедительное подтверждение. Планомерная, систематичная и последовательная организация занятий по ручному труду принесла ощутимые плоды в виде реальных продуктов детского творчества, а так же положительной динамики результатов диагностики по всем показателям художественно-творческого развития детей дошкольного возраста.
В результате многолетнего поиска и апробации разнообразных занятий по ручному труду в нашем дошкольном учреждении сложился оптимальный подход к этому виду творческой деятельности. Мы рассматриваем ручной труд как взаимодействие разных видов продуктивной деятельности дошкольников.
Ручной труд детей является такой интегрированной продуктивной деятельностью, в результате, которой воспитанники используют возможности взаимодействия материалов и техник для создания разнообразных поделок и игрушек, выполняют плоскостные и объемные композиции и выражают свое отношение к окружающему. В результате работы возникает реальный привлекательный для детей продукт (игрушка, сувенир, подарок маме).
Единство педагогов в понимании перспектив развития ребенка и взаимодействие между ними – одно из важнейших условий развития творческого потенциала детей.
Педагоги нашего дошкольного учреждения серьезно подошли к изучению компонентов детского творчества.
Из теории и практики педагогики известно, что компонентами детского творчества являются: активность, самостоятельность, инициатива, воображение.
Активность ребёнка в процессе ручного труда носит творческий характер и проявляется, прежде всего, в стремлении полно и до конца реализовать свой замысел.
Показателем самостоятельности в художественно-творческой деятельности можно считать умение переносить умения и навыки из одних условий в другие, поиск способов и приёмов создания выразительного образа.
Инициатива проявляется в том, насколько ребёнок расширяет границы содержания продукта своего творчества, опираясь на личный опыт, руководствуясь замыслом, фантазией, эмоционально-оценочным восприятием и отношением к поделке.
Весь процесс творческого художественного труда сопровождается активной работой воображения, которое является основой для реализации ребёнком своего замысла. Дошкольный возраст характеризуется активизацией функций воображения, вначале воссоздающего, а затем творческого.
Как известно, сознательный период развития воображения и фантазии – возраст от 5 до 15 лет. Значит, мы стоим у истоков развития творческих способностей у детей.
Опираясь на вышеперечисленные знания о компонентах детского творчества, на занятиях по ручному труду мы решаем следующие задачи:
• формировать у детей прочные навыки и умения действий с разными материалами для детского творчества и возможность переноса сформированных навыков и умений работы с одним материалом на другой
• создавать условия для экспериментирования с различными художественными материалами, инструментами, изобразительными техниками
• поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, мысли, проявлять инициативу; поддерживать личностное творческое начало
• развивать стремление самостоятельно сочетать знакомые техники для придания продукту детского творчества еще большей индивидуальности и выразительности
• развивать фантазию, воображение и индивидуальный почерк в работе
• воспитывать усидчивость, аккуратность и терпение
• развивать мелкую моторику рук, глазомер
В процессе работы нами выделены и апробированы условия успешной организации творческих занятий по ручному труду. Это:
• богато насыщенная изоматериалами и разнообразными материалами для детского художественного творчества предметно - развивающая среда (художественная мастерская «Мастерилка»)
• свободный доступ к этим материалам и возможность экспериментирования с ними
• создание эмоционально-положительной атмосферы творческой мастерской на занятиях и в процессе кружковой работы (кружок «Очумелые ручки»)
• использование созданных детьми продуктов художественного творчества для оформления дошкольного учреждения, подготовки атрибутов спектаклей, организации выставок, участия в конкурсах; создание музея детских поделок и мини-библиотеки детских рукописных книг
• живой интерес родителей к процессу и результатам художественного творчества детей и вовлечение их в этот процесс
По способу организации занятия наших воспитанников ручным трудом носят вариативный характер. Это специальные коллективные занятия со всей группой, индивидуальные занятия по интересам и уровню подготовки детей, самостоятельная деятельность детей по изготовлению поделок в мини - центрах детского художественного творчества в группах, а так же кружковая работа. Личная заинтересованность, неравнодушие, увлечённость ручным трудом побудили нас организовать досуг детей старшего дошкольного возраста в форме кружка «Очумелые ручки», на занятиях которого расширяется творческий потенциал дошкольников. Кружок работает около двух лет, но результаты, которых достигли дети, уже радуют и удивляют не только родителей, но и педагогов.
Нами было разработано перспективное планирование по конструированию и ручному труду в старших и подготовительных группах, годовой план работы кружка «Очумелые ручки». В этом планировании нашли отражение занятия по изготовлению поделок в различных техниках: тестопластика, бумагопластика, работа с гипсом, элементы батика, пластилинография, экопластика, работа с глиной, работа с текстильными материалами, конструирование из бросового материала. Тематика занятий отражает богатый набор поделок, изготовленных нашими воспитанниками: «Макаронная мозаика», «Цветик-семицветик», «Рыбки в аквариуме», «Подарочки для мамочки», «Кладовая осени», «Барышни и гномики», «В гостях у белых медведей», «Пасхальные зайцы», «Ангелочки», «Чудо-дерево»…
Проведенное нами педагогическое отслеживание по конструированию и ручному труду в начале и конце года показало положительную динамику по всем направлениям, в том числе и по направлению «творческое воображение и проявление индивидуальности». А настоящей оценкой творчества наших воспитанников стали призовые первые места на конкурсах детских рисунков и детской рукописной книги, а так же в других городских и областных творческих конкурсах.
«Правила мудрого и креативного педагога», поддерживающие творческое начало, были незаменимы в нашей работе и очень интересны родителям:
• поощрять ребенка за самостоятельные мысли и действия, если они не причиняют вреда окружающим (развитие собственного "я”)
• не мешать желанию ребенка сделать что-то по-своему
• уважать точку зрения воспитанника, как творца, как художника, какой бы она ни была – не подавлять ее собственным мнением, т.к. мнение педагога будет порождать страх сделать что-то "не так”, сказать "не так” (боязнь ошибиться)
• творить и играть вместе с детьми в качестве рядового воспитанника, иногда меняться ролями
• не навязывать свою идею, наоборот пытаться понять логику творческого воображения ребенка
• вносить разнообразие в занятия, используя свои методические разработки, рекомендации, информационные материалы

Убеждены, что ручной труд является эффективным средством развития творческого потенциала дошкольников, что в полной мере подтверждает вся наша практическая деятельность и не теряющие своей актуальности слова скульптора Родена (1840-1917г.г.):
«…Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника. Иначе говоря, когда каждый будет находить радость в своем труде».

Литература:
1. Лыкова И.А.Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки».-М.:«КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА»,2007.
2. Тюфанова И. В.Мастерская юных художников.-СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002.
3. Куцакова Л.В.Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома.Пособие для педагогов и родителей. Для занятий с детьми 4-7 лет.-М.:Мозаика-Синтез, 2008.
4. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов.-М.:Мозаика-Синтез, 2005.
5. Богатеева З. А. Чудесные поделки из бумаги.-М.:Просвещение, 1992.
6. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям/ В.А. Сухомлинский.-М.:Просвещение, 1972.

Категория: художественное творчество | Добавил: root (08.04.2011)
Просмотров: 14251 | Рейтинг: 5.0/3
Поиск
Рады общению
Статистика

Год экологии

Мероприятия в Год экологии в МАДОУ №115
Дистанционные задания

Ознакомиться с материалами, которые пропустил Ваш ребенок, помогут задания из этого блока
Социальные ролики
Просмотреть...
Конкурсы
Карта сайта
Карта сайта
Наш опрос
Уважаемые родители! Какие виды деятельности предпочитает Ваш ребенок?
Всего ответов: 16

© 2018 Все права защищены. Проект при поддержке компании RU-CENTER