Сведения о ДОО
Визитная карточка
Ребята-пингвинята
Категории
художественное творчество
физическое здоровье
музыкальное развитие
развитие речи
советы психолога
методическая работа
Подготовка к школе
Экологическое воспитание
Родительская беседка
Методическая копилка
Электронные услуги
Федеральные сайты
Главная » Статьи » методическая работа

ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА В ФОРМИРОВАНИИ ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ


Предметно-развивающая среда в формировании школьной мотивации будущих первоклассников

Статья была представлена на  Всероссийской  научно-практической  конференции  "Современные дети- какие они?"  22-24 декабря 2010 года

О.Б. Агапитова,

Г.А. Иванова

Поступление ребенка в школу подводит итог его дошкольному детству. Однако для того, чтобы начало школьного обучения послужило основой для нового этапа развития, ребенок должен быть готов к нему психологически.

Главное, что необходимо ребенку на данном этапе, -  это положительная мотивация к учению. Большинство будущих первоклассников хотят идти в школу, но у них складывается определенное представление, которое можно сформулировать так: настоящий школьник – это счастливый обладатель портфеля и школьной формы, старательный исполнитель школьных правил, он слушает учителя, поднимает руку и получает оценки.

Проблема психологической готовности к школе исследовалась в отечественной психологии в работах А.Н.Леонтьева, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконина, Е.Е. Кравцовой, Н.И. Гуткиной и др. По мнению ученых, одной из сторон психологической готовности является личностная готовность дошкольника к предстоящему обучению, которая выражается в мотивах учениях, в отношении детей к школе, учителю, предстоящим школьным обязанностям и положению школьника, в способности сознательно управлять своим поведением. Подготовка детей дошкольного возраста должна заключаться в правильной организации жизни детей, своевременном развитии их способностей, а также пробуждении интереса к школе и обучению.

Изучение проблемы психологической готовности к школе поставило вопрос о том, в каком возрасте у детей появляется учебная мотивация и в каком соотношении в старшем дошкольном возрасте находят­ся игровой, познавательный и по­знавательно-учебный мотивы (два послед­них мотива входят как составляющие в учебную мотивацию).

Под мотивацией подразумевается внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. Важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному, умственному труду.

Предпосылки учебной деятельности, по данным А.П.Усовой, возникают только при специально организованном обучении.

Одним из важных показателей готовности обучения будущего первоклассника к школе является умение планировать. Это умение можно развивать, пред­лагая ребенку определять, чем он будет  заниматься в течение дня, в течение недели. 

На шестом году жизни ребенка совершенствуются нервные процессы - возбуждение и торможение. Это благо­приятно сказывается на возможностях саморегуляции: дети начинают чаще поступать «как надо» и воздерживаться от нежелательных действий; возрастает произвольность поведения. Это важная характеристика, свидетельствующая о готовности к школе. Поэтому значительное место должно отводиться играм с правилами, которые способствуют раз­витию произвольности психических про­цессов и поведения старших дошкольников. Старшие дошколь­ники, умеющие играть в разные игры с правилами, успешно осваивают учебную деятельность в школе.   Игр с правилами огромное количество, это и лото, и домино, и маршрутные игры. Главный принцип отбора: игры должны быть интересными для детей, должны носить соревновательный характер, вызывать желание играть даже без участия взрослого.

Для формирования учебной мотивации и положительного отношения будущих первоклассников  нами была создана предметно-развивающая среда в группе.

Развивающей средой является система материальных объектов деятельности ребенка, функционально-моделирующая содержание развития его духовного и физического облика, а обогащенная среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной детской деятельности. Поэтому, среда имеет важное значение для развития маленьких, еще не читающих детей, особенно в их самостоятельной деятельности. Деятельность ребенка зависит от того, как устроена окружающая его предметно-пространственная среда, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и как они расположены. 

 Изучив данную проблему по созданию предметно-развивающей среды в формировании школьной мотивации, нами были созданы  в группе игровые центры: речевой, математический,  центр экспериментирования, мини-библиотека, центр театральной деятельности, центр продуктивной деятельности, которые способствуют развитию умственной активности, любознательности, познавательного интереса.

Предметно-развивающая среда в нашей группе максимально оснащена учебными и методическими пособиями (азбука, глобус, магнитная доска, мел, различные карточки, колокольчики, линейки, микроскопы, лупы и т.д.).

А также создана игротека для самостоятельных игр детей. В ней находятся игровые материалы, способствующие познавательному и математи­ческому развитию детей. Это дидактические, развивающие и логико-матема­тические игры, направленные на развитие логического действия сравнения, логических операций классификации, сериации, на узнавание по описанию, воссоздание, преобразование, ориен­тировку по схеме, модели, на осуществление контрольно-проверочных действий («Так бывает?», «Найди ошибки ху­дожника», «Логический поезд», «4-й — лишний», «Найди отличия», и т. п.). В работе с детьми используем тетради на печатной основе, познавательную и энциклопедическую литературу для дошкольников.

Также нами подобраны игры на развитие умений счетной и вычислительной деятельности, психических процессов, в особенности внимания, памяти, мышления («Найди и угадай», «Лесная школа», «Любимые животные», «Волшебные картинки», «Контрасты» и т.п.). Для раз­вития мелкой моторики, а это очень важно для подготовки мышц руки к письму, подобрана картотека пальчиковых гимнастик, разнообразные мозаики, пазлы из 48—120 деталей, книги-раскраски, трафареты, обводки и другие подобные материалы.

Совместно с детьми изготовлены сюжетно-ролевые игры: «Школа», «Школьная библиотека», «В школьном музее», магазин «Скоро в школу», «Школьный денек» и др.

Для развития познавательной активности оформлены тематические папки с иллюстрациями и фотографиями о школе; альбомы с загадками, пословицами и поговорками о книгах, учении и труде; художественная литература на школьную тематику «Школьная библиотека»

Создав предметно-развивающую среду в группе, которая способствует формированию школьной мотивации,  мы отметили, что главное заинтересовать ребенка, вовлечь в атмосферу деятельности, и тогда результат будет закономерен.

 

 

Литература

1.       Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М., 1995.

2.       Кравцова Е.Е. Психологические пробле­мы готовности детей к обучению в школе. - М.,1991.

3.       Полякова М.Н. Построение развивающей среды в группах для детей старшего дошкольного возраста //Дошкольная педагогика.- 2004.- №1.

4.       Прейс Р.В. Создание предметно-развивающей среды в групповом помещении //Дошкольная педагогика.- 2007.- №5.

5.       Урунтаева Г.А. Дошкольная психология.- М.,1998.

Категория: методическая работа | Добавил: root (11.04.2011)
Просмотров: 5680 | Рейтинг: 3.0/2
Поиск
Рады общению
Статистика

Год экологии

Мероприятия в Год экологии в МАДОУ №115
Дистанционные задания

Ознакомиться с материалами, которые пропустил Ваш ребенок, помогут задания из этого блока
Социальные ролики
Просмотреть...
Конкурсы
Карта сайта
Карта сайта
Наш опрос
Уважаемые родители! Какие виды деятельности предпочитает Ваш ребенок?
Всего ответов: 16

© 2018 Все права защищены. Проект при поддержке компании RU-CENTER