Сведения о ДОО
Визитная карточка
Ребята-пингвинята
Категории
Конспекты [4]
Консультации [9]
Планирование [1]
Родительская беседка
Методическая копилка
Электронные услуги
Федеральные сайты
Главная » 2014 » Декабрь » 8 » Обогащение синонимического словаря детей старшего дошкольного возраста. Составитель - воспитатель Агапитова О.Б.
03:39
Обогащение синонимического словаря детей старшего дошкольного возраста. Составитель - воспитатель Агапитова О.Б.

 Роль словарной работы в обучении родному языку старших дошкольников была раскрыта М.М. Кониной и ее учениками (В.И. Яшина, Н.П. Иванова, А.П. Иваненко и др.). Вычленяя обогащение, закрепление и активизацию словаря как главные задачи словарной работы, Конина писала: «Руководство разви­тием детского словаря начинается не с обучения детей новым словам и оборотам речи, а с активизации имеющегося у них словарного запаса, с привлечением систематизации опыта де­тей».  

Необходимо отметить, что основное внимание теория и практика уделяли в основном количественной стороне этого процесса — расширению объема словаря, увеличению словар­ного запаса в связи с работой по ознакомлению детей с окру­жающим, расширению ориентировки в нем. Не преуменьшая той роли, которую в усвоении родного языка играет связь обо­гащения словаря и ознакомления с окружающим, важно раз­граничить:

 а) развитие речи (усвоение новых слов, терминов) как необходимое условие формирования новых знаний и представлений

 б) ознакомление с окружающим как возмож­ное условие обогащения словаря. Выделение собственно язы­ковых задач в обогащении словаря, разграничение познава­тельного (расширение и углубление знаний и представлений детей об окружающей действительности) и языкового разви­тия привело к необходимости обстоятельного анализа усвое­ния детьми смысловой структуры слова. Здесь необходимо подчеркнуть важность комплексного использования различ­ных приемов в работе над семантикой слова. Формируя у ре­бенка представление о том, что у каждого слова есть значение, мы подводим его и к пониманию того, что одним словом мо­гут называться разные предметы (явление многозначности), что об одном и том же можно сказать различными словами (синонимия),и что существуют слова, противоположные по смыслу (антонимы).

 Итак, в словарной работе на первое место выдвигается по­ложение о том, что слово является важнейшей единицей язы­ка, которая служит для наименования предметов, явлений, процессов, свойств, а работа над словом является одной из важных в общей системе работы по развитию речи.

Словесные обозначения (наименования) предметов дети ус­ваивают при ознакомлении с окружающей их действительнос­тью. Однако словарь дошкольников нуждается не только в ко­личественном росте, но и в качественном совершенствовании (уточнение значений слов, семантическая точность употребле­ния синонимов, антонимов, многозначных слов, понимание переносных значений).

Слово усваивается ребенком быстрее, если обучение его упо­треблению связано с его смыслом, а в процессе работы над сло­вом устанавливаются ассоциативные связи.

Важными задачами словарной работы являются обогаще­ние, расширение и активизация словарного запаса. Основу обогащения детского словаря составляет введение в языковое сознание ребенка тематических групп слов, синонимических рядов, антонимических пар, многозначных слов.

О синонимическом ряде расскажет Светлана Васильевна.

 СИНОНИМ - Слово, отличающееся от другого по звуковой форме, но совпадающее, сходное или очень близкое по значению, напр. "скупец" и "скряга"; "есть", "жрать", "кушать" и "лопать"; "глаза" ...

Синонимическая работа с детьми (подбор слов, близких по своему значению) переплетается с усвоением тематических групп слов (глаголы движения: идти, шагать, брести, плестись и т. п.; или глаголы, обозначающие речь и ситуацию общения: сказал, спросил, ответил, прошептал, закричал, объяснил).

В старшем дошкольном возрасте работа с синонимами способствует пониманию детьми возможности подбирать разные слова со сходные значением и формированию умений использовать в своей речи. Подбирая слова, близкие по смыслу к словосочетанию (веселый мальчик – радостный), к определенной ситуации (на дне рождения веселятся – радуются), к определенному слову (умный – толковый), дети учатся точности словоупотребления в зависимости от контекста. Составляя предложения со словами синонимического ряда, обозначающими нарастание действий (шепчет, говорит, кричит), дети осознают оттенки значений. А так же у детей формируется умение выбрать из синонимического ряда  наиболее подходящее слово (жаркое солнце – горячее; жаркий спор – взволнованный), развивается понимание переносного значения слов в зависимости от противопоставлений и сочетаний (ручей мелкий, а река глубокая).

Анто́нимы (греч. «против» + «имя») — это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения: правда — ложь, добрый — злой, говорить — молчать.

Важное место в развитии словаря занимает работа над антонимами, которая проводится при составлении словосочетаний и предложений, вследствие которой дети учатся сопоставлять предметы и явления по временным и пространственным отношениям (по величине, цвету, весу, качеству). Они подбирают слова, противоположные по смыслу, к словосочетаниям (старый дом- новый), к отдельным словам (легкий –тяжелый), или заканчивают предложение, начатое педагогом: Один теряет, другой …..(находит).

   Дети находят антонимы в пословицах, пого­ворках. Подбор антонимов к многозначным словам расширяет представления детей о слове, помогает уточнить его значение. А подбирая словосочетание со словами близкого и противопо­ложного значения, дети глубже осознают многозначность сло­ва {старый дом — ветхий; старое платье — рваное; старый друг — давний, старый билет — недействительный, или: свежий хлеб — черствый; свежая газета — вчерашняя; свежая рубашка — грязная).

Такие упражнения помогают детям понимать слова не толь­ко в прямом, но и в переносном значении: злая зима, колючий ветер, золотые руки; лес дремлет, дом растет, песня льется, ру­чьи бегут. Для развития понимания слов в переносном значе­нии необходимо проводить упражнения с именами прилага­тельными и глаголами, которые в зависимости от противопос­тавлений в словосочетаниях меняют свое значение: Подушка мягкая, а скамейка... (жесткая). Пластилин мягкий, а камень... (твердый). Кроме того, необходимо формировать и умение вы­бирать адекватное слово из синонимического ряда: жаркий (го­рячий) день, жаркий (взволнованный) спор.

Многозначность слова показывается дошкольникам на хо­рошо знакомых словах с конкретным предметным значением {ручка, игла, молния, спинка, ножка, лист, звонок), причем здесь могут использоваться слова разных частей речи: имена прила­гательные (острый, старый, тяжелый, легкий, глубокий, мелкий, полный), глаголы {идти, бежать, прыгать, лить, плыть, бить) и т. п.

В развитии словаря дошкольника важным является принцип
объединения слов в тематические группы. Единицы языка свя­заны между собой и зависят друг от друга. Так, многозначное слово игла в значении «лист хвойного дерева» входит в семанти­ческое поле: дерево — ствол — ветви — хвоя зеленая — пушис­тая, растет — опадает; игла для шитья входит в другое семан­тическое поле: шить — зашивать — вышивать, платье — рубаш­ка — одежда — узор, острая — тупая — тонкая и т. п.   

Развивая понимания детьми значений многозначных слов разных частей речи (молния, кран, игла; лить, плыть; полный. Острый, тяжелый). Мы учим их сочетать слова по смыслу в соответствии с контекстом.

Составляя предложения с многозначными словами, дети по­казывают, на какой смысл того или иного слова они ориентиру­ются. Работа над многозначными словами может идти по тако­му направлению: название слова, подбор к нему признаков и действий, составление словосочетаний, затем предложений и, в конечном итоге, использование многозначных слов в связ­ном тексте.

Упражнения с синонимами и антонимами преследуют прак­тическую цель научить пользоваться различными словами язы­ка, выбирать наиболее подходящее слово и избегать повторе­ний слов в своей речи, приучают вдумываться в смысл упо­требляемых слов, правильно их сочетать (на уровне словосоче­таний, предложений, высказываний).  

От отдельных упражнений на подбор синонимов, антонимов и многозначных слов дети переходят к составлению связных высказываний, используя все названные характеристики предмета, явления, персонажа, их качества и действия.

Примеры игр и упражнений:

  • «Что видите вокруг? уточнить представления детей о названии предметов.
  • «Скажи какой? учить называть предмет, его признаки, качества, действия, подбирая слова близкие по смыслу.
  • «Найди точное слово» учить точно называть предмет, его качества и действия.
  • «Это правда или нет» учить находить неточности в стихотворных текстах. (Л.Станчева «Это правда или нет?»)
  • «Назови другое слово» учить обозначать ситуацию; подбирать синонимы и антонимы.
  • «Назови одним словом» учить находить слова, оценивающие ситуацию.
  • «Придумай рассказ» учить понимать переносное значение слов и выражений, которые в зависимости от словочетаний меняют свое значение, и переносить их в связное высказывание.
  • «Скажи точнее» развивать точность словоупотребления в связных повествовательных рассказах.

Делая вывод можно сказать: слова, обозначающие предметы, явления действительности, обладают многозначностью, вступают в разнообразные семан­тические отношения (синонимические, антонимические, ассо­циативные), которые и необходимо раскрыть детям с целью обеспечения полноценного усвоения ими родного языка.

 

Категория: Консультации | Просмотров: 1099 | Добавил: sailarxxx | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Рады общению
Статистика

Год экологии

Мероприятия в Год экологии в МАДОУ №115
Дистанционные задания

Ознакомиться с материалами, которые пропустил Ваш ребенок, помогут задания из этого блока
Социальные ролики
Просмотреть...
Конкурсы
Карта сайта
Карта сайта
Календарь
«  Декабрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Архив записей
Наш опрос
Уважаемые родители! Какие виды деятельности предпочитает Ваш ребенок?
Всего ответов: 16

© 2018 Все права защищены. Проект при поддержке компании RU-CENTER